Proactive PR
12 июля
родился Амедео Клементе Модильяни четвертым и самым младшим ребенком в семье Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен в Ливорно, недалеко от Пизы. Родители художника происходили из семей евреев-диссидентов либеральных взглядов.
Модильяни (снизу справа) с одноклассниками и учителем в гимназии в Ливорно. Ок.1889. Автор фотографии неизвестен. Городской музей Джованни Фаттори, Ливорно.
Модильяни начинает брать уроки живописи у мастера Гульельмо Микели (1886 - 1926) в его школе рисунка и живописи в Ливорно.
Отец мало повлиял на жизнь Модильяни. Главными людьми в жизни маленького Дедо (так звали его родные) были мама и дедушка по материнской линии Исаак Гарсен. Образование маленького Модильяни началось с частной школы, открытой его матерью, а дед приобщил внука к музеям и привил любовь к искусству. Модильяни растет в окружении людей, интересующихся литературой и философией.
Модильяни заболевает тифом. С этой болезней связана одна из многочисленных окружающих его легенд, - будто в бреду его посещают пророческие видения о том, что его призвание - быть художником. По крайней мере, так описывает историю выбора своего сына Евгения Гарсен в "биографическом портрете", который она набросала в 1924 году по просьбе одного из первых "меценатов" Модильяни, доктора Поля Александра.




7 мая Модильяни записывается в Свободную школу рисования с обнаженной натуры во Флоренции и берет уроки у Джованни Фаттори. Он изучает искусство Ренессанса и увлекается скульптурными экспериментами, работая в знаменитой Карраре.


Вид экспозиции 'комната кубистов' на Осеннем салоне 1912 года. На первом плане - скульптуры  Модильяни. Автор фотографии не известен.


В студии Ромитти, Ливорно. Модильяни (сидит, справа). Ок.1900. Автор фотографии неизвестен. Городской музей Джованни Фаттори, Ливорно.
Модильяни следует за своим другом Оскаром Гильей в Венецию, где остается до своего переезда в Париж. 19 марта он записывается в Свободную школу рисования с обнаженной натуры при Академии художеств. Модильяни с завидным усердием изучает произведения великих мастеров прошлого в музеях и церквях Венеции. На Венецианской биеннале 1903 и 1905 годов он впервые сталкивается с современным искусством: произведениями французских импрессионистов, скульптурой Родена и полотнами символистов. В Венеции Модильяни знакомится с "дурманом гашиша". Он принимает участие в спиритических сеансах. Заводит дружбу с художниками Ортисом де Сарате и Арденго Соффичи. Этот ученический период Модильяни оставил мало свидетельств.
Зиму 1900/01 годов Модильяни проводит в путешествии. Сначала уезжает в Неаполь и на Капри, чтобы побороть туберкулез, а позже проводит время во Флоренции и Венеции, изучая живопись и архитектуру. Модильяни подробно описал впечатления от увиденного в пяти письмах своему другу, художнику Оскару Гилья. Они относятся к редчайшим письменным свидетельствам, сохранившимся после смерти художника.



В начале года Модильяни отправляется в Париж. Он снимает небольшую студию на Монмартре и занимается обнаженной натурой в Академии Коларосси, одной из независимых академий Монмартра. Тогда же Модильяни встречает Мориса Утрилло, с которым они остаются друзьями на всю жизнь. Осенью Модильяни знакомится с немецким художником Людвигом Мейднером, назвавшим его "последним истинным представителем богемы". Также Модильяни близко сходится с поэтом Максом Жакобом, чей портрет он неоднократно будет писать. К этому же времени относится знакомство Модильяни с Пикассо, живущим недалеко от него в Бато-Лавуар. В студии Пикассо Модильяни знакомится с работами в примитивистском духе.
У Модильяни появляется первый патрон. Им становится молодой врач Поль Александр. Он выделяет Модильяни студию в своем особняке для художников на улице де Дельта. Дружба Модильяни со своим благодетелем продлится 7 лет. Александр покупает у Модильяни картины и рисунки, подыскивает заказы на портреты. В итоге активного сотрудничества с художником Поль Александр стал обладателем редчайшей коллекции ранних произведений Модильяни, включающей порядка 25 живописных и 450 графических работ. Вероятно, несколько работ Модильяни были выставлены в Осеннем Салоне. Там же экспонируется великолепная ретроспектива Сезанна, поздние работы которого произвели на Модильяни колоссальное впечатление.



Художник ищет свою манеру письма, ориентируясь то на образцы символистов, то на живопись Тулуз-Лотрека и Эдварда Мунка, пробует приемы Пикассо и фовистов. По настоянию Поля Александра Модильяни выставляет 5 живописных работ и рисунок в Салоне "Независимых", среди них - картина "Еврейка".
Амедео де Соуса Кардозу и Франциско Карнейро в студии Кардозу в Париже, 1911.
Весной Модильяни пишет первый заказной портрет - картину "Амазонка". Согласно квитанции на аренду, самое позднее - в апреле, Модильяни переселяется в ателье Cите Фальгьер,14 на Монпарнасе. По версии большинства исследователей, этот переезд связан со знакомством Модильяни через Поля Александра с румынским скульптором Константином Бранкузи. Вероятно, именно под влиянием Бранкузи Моди на время оставляет живопись и начинает заниматься скульптурой, избрав камень своим главным материалом. Лето Модильяни проводит со своей семьей в Ливорно.
В этом же году Модильяни четко обозначает свою позицию в рамках авангардно-модернистских устремлений - он отказывается подписывать футуристический манифест, написанный Маринетти.
На салоне "Независимых" Модильяни выставляет несколько работ, написанных в Ливорно. В рецензиях на салон их отмечают прославленный ценитель искусства поэт Гийом Аполлинер и критик Андре Салмон. Тогда же Модильяни знакомится с Анной Ахматовой.


Модильяни выставляет каменные скульптуры голов, которые он назвал "столпами нежности", в ателье португальского художника Соуса Кардозу. Судя по фотографиям экспозиции, головы были подсвечены и объединены в "декоративный ансамбль". У Модильяни возникает идея сооружения "храма Красоты", для которого он начинает прорабатывать мотив кариатид. Летом в Париж возвращается Анна Ахматова, она вдохновляет художника на серию рисунков.
На Осеннем салоне в рамках экспозиции "Комнаты кубистов" Модильяни выставляет ансамбль из 7 скульптурных голов. Вместе с ним выставлены Робер Делоне, Альбер Глез, Жан Метценже, Фернан Леже. Макс Жакоб знакомит Модильяни с выходцем из России скульптором Жаком Липшицем. Дружеские отношения Модильяни налаживает и со скульптором Жакобом Эпштейном. Английский живописец Август Джон покупает у Модильяни каменную скульптуру. В конце года Модильяни снова живет на Монмартре.
Весну Модильяни проводит в Ливорно. Он снимает квартиру близ карьера в Тоскане. В письме Полю Александру он сообщает, что работает скульптором-мраморщиком. В Париж Модильяни отправляет уже готовые работы. Однако никаких образцов мраморной скульптуры Модильяни не сохранилось. В этом же году он возвращается к живописи.  
  • Из-за слабого здоровья Модильяни был освобожден от военной службы. Всю войну он проводит в Париже, где оставались Пикассо, Диего Ривера, Хуан Грис, Хаим Сутин, Моис Кислинг и Макс Жакоб. Все они - завсегдатаи кафе "Ротонда". Модильяни пишет многочисленные портреты своих друзей-коллег, целиком концентрируясь на жанре портрета.
     
  • Через Макса Жакоба Модильяни знакомится с Полем Гийомом. Этот молодой и амбициозный специалист становится дилером художника. Гийом поддерживает Модильяни, в том числе, и включая его произведения в групповые выставки в своей галерее.
     
  • В мае - июне Модильяни принимает участие в выставке "Искусство двадцатого века: обзор последних течений" в Whitechapel Gallery в Лондоне.
     
  • К этому же году относится начало крепкой дружбы с Хаимом Сутиным
     
  • В июне Модильяни встречает эксцентричную южно-африканскую поэтессу английского происхождения Беатрис Хестингс, с которой его связывают бурные любовные отношения, продолжавшиеся более двух лет. Модильяни посвятил ей 14 портретов.
     
  • Модильяни выставляется с художниками из мастерских "Омега", организованных Роджером Фраем.
     
  • Модильяни пишет портрет Пикассо, Хуана Гриса, Анри Лоран. Он переезжает к Беатрис Хестингс на улицу Норвейн на Монмартре. Поль Гийом отправляет африканские скульптуры и 24 работы Модильяни на выставку в галерею к Мариусу де Заясу в Нью-Йорк. Это, главным образом, рисунки, но также пастели, картина и две каменные скульптуры. Модильяни, Пабло Пикассо и Андре Салмон, Монпарнас, 12 августа 1916 года. Фотография  Жана Кокто. Архивы Поля Гийома, Париж.
  • Моис Кислинг знакомит Модильяни с польским поэтом и антикваром Леопольдом Зборовски, который становится новым дилером Моди и моделью для нескольких портретов. При этом неофициально Модильяни сохраняет партнерские отношения с Гийомом Аполлинером. После разрыва с Беатрис Хестингс Модильяни покидает их общую квартиру и начинает работать в студии на улице Йозефа Бара, 3 - в доходном доме Леопольда Зборовски. Модильяни живет там же, со своей партнершей Ханкой (известной, как Анна), второй самой знаменитой моделью художника. Здесь же располагается студия Моиса Кислинга.
  • Этим периодом датируются самые важные портреты Модильяни, запечатлевшие образы знаменитых представителей эпохи: Жана Кокто, Макса Жакоба, Хаима Сутина, Моиса Кислинга.
  • По заказу Зборовски Модильяни начинает работать над жанром "ню". К 1919 году он напишет 35 "обнаженных".
  • Модильяни выставляется в кабаре Вольтер в Цюрихе и получает публичное признание после выставки в студии молодого швейцарского художника Эмиля Лежена, - штаб-квартире "Лир и Палет" в Париже, выставив 14 картин и рисунки.
  • В этом же году художник пишет свадебный портрет Жака и Берты Липшиц, принадлежащий к числу редких групповых портретов.
  • В апреле Модильяни знакомится с девятнадцатилетней Жанной Эбютерн, студенткой Академии Коларосси. Они снимают общую квартиру на улице де ля Гран-Шомьер. Жанна или, как называл ее Моди, Жан, станет самой главной моделью художника.
  •  
  • 3 декабря состоялось открытие первой и единственной прижизненной персональной выставки Модильяни в галерее Берты Вейль. Уже во время вернисажа выставка была запрещена и закрыта из-за выставленных там скандальных обнаженных фигур. Полиция снимает со стен галереи пять "ню".
  • Апрель. Из-за угрозы вторжения немецких войск Модильяни и Жан покидают Париж и отправляются на южное побережье Франции. В Ницце и ее окрестностях Модильяни пишет многочисленные портреты, которые он посылает Леопольду Зборовски в Париж для продажи.
  • Бизнесмен Рожер Дютийёль, ставший впоследствии одним из наиболее значительных собирателей Модильяни, покупает в коллекцию первые работы художника.
  • 29 ноября 1918 года у Жанны в Ницце рождается девочка, которую Модильяни признает своей дочерью. Ребенка называют в честь матери.
  • В декабре Поль Гийом организует выставку на улице Фобур-Сан-Оноре и включает в нее работы Модильяни. Они экспонируются наряду с произведениями Пикассо, Матисса, Де Кирико, Дерена и Утрилло.





  • Поль Гийом, жена Александра Архипенко, Модильяни на прогулке по Английской набережной, Ницца,1918. Архивы Поля Гийома, Париж.
  • 24 января Модильяни умирает от менингита в клинике Шаритэ в Париже.
  • 26 января Жанна Эбютерн, будучи на девятом месяце беременности, выбросилась из окна родительской квартиры. Только в 1924 году старшему брату Моди Эммануэле удалось убедить родственников Жан перенести останки дочери к останкам возлюбленного на кладбище Пер-Лашез Маленькую Жанну удочерила сестра Модильяни Маргерита, жившая во Флоренции.
  • С 3 по 18 февраля в галерее современного искусства "Кентавр" в Брюсселе проходила первая посмертная персональная выставка Модильяни.
  • В 1921-м прошла первая большая "ретроспектива" в парижской галерее "Левек", в 1922-м 39 картин было выставлено в галерее Бернхейма-младшего.
  • Первая выставка на родине художника, в Италии, состоялась в Венеции благодаря Витторио Пика в 1922 году на XII Международной выставке искусств. Окончательное признание в Италии пришло после 27-ой Венецианской биеннале 1930 года.
  • Дочка Модильяни Жанна умерла в Париже 27 апреля 1984 года. Перед смертью она закончила работу над последним вариантом книги о своем отце "Модильяни. Попытка биографии". Впервые она была опубликована во Флоренции в 1958 году. В последней редакции книга вышла в Ливорно в октябре 1984 года. К столетию со дня рождения художника, а затем в Париже в издательстве Adam Biro. Русское издание основано именно на этой последней версии и осуществлено издательством "Галарт" в серии "Memento Vivere" в 1995 году.
  • Благодаря посредничеству Зборовски многие работы Модильяни выставляются в Англии. Он принимает участие в выставке современной французской живописи в Лондоне. Роджер Фрай пишет восторженную статью о Модильяни в The Burlington Magazine.
  • В конце мая он возвращается в Париж, в свою студию на улице Гран-Шомьер.
  • Август. Зборовски договаривается о том, чтобы 9 полотен и 1 рисунок Модильяни были выставлены в лондонской галерее Heal Mansard Gallery. Выставка открывается в сентябре. Английские коллекционеры начинают покупать работы Модильяни.
  • Самочувствие Модильяни постепенно ухудшается, тем не менее, он продолжает писать. К этому времени относится его автопортрет, который по некоторым версиям считается последней работой Модильяни.
  • Принимает участие в Осеннем салоне.
  • В Кембридже проходит выставка современного рисунка, в нее включены работы Модильяни.
  • В конце года Модильяни заболевает туберкулезом и отменяет запланированную поездку в Италию.