|
|
|
Модильяни заболевает тифом. С этой болезней связана одна из многочисленных окружающих его легенд, - будто в бреду его посещают пророческие видения о том, что его призвание - быть художником. По крайней мере, так описывает историю выбора своего сына Евгения Гарсен в "биографическом портрете", который она набросала в 1924 году по просьбе одного из первых "меценатов" Модильяни, доктора Поля Александра.
7 мая Модильяни записывается в Свободную школу рисования с обнаженной натуры во Флоренции и берет уроки у Джованни Фаттори. Он изучает искусство Ренессанса и увлекается скульптурными экспериментами, работая в знаменитой Карраре.
|
|
Модильяни следует за своим другом Оскаром Гильей в Венецию, где остается до своего переезда в Париж. 19 марта он записывается в Свободную школу рисования с обнаженной натуры при Академии художеств. Модильяни с завидным усердием изучает произведения великих мастеров прошлого в музеях и церквях Венеции. На Венецианской биеннале 1903 и 1905 годов он впервые сталкивается с современным искусством: произведениями французских импрессионистов, скульптурой Родена и полотнами символистов. В Венеции Модильяни знакомится с "дурманом гашиша". Он принимает участие в спиритических сеансах. Заводит дружбу с художниками Ортисом де Сарате и Арденго Соффичи. Этот ученический период Модильяни оставил мало свидетельств. |
|
Зиму 1900/01 годов Модильяни проводит в путешествии. Сначала уезжает в Неаполь и на Капри, чтобы побороть туберкулез, а позже проводит время во Флоренции и Венеции, изучая живопись и архитектуру. Модильяни подробно описал впечатления от увиденного в пяти письмах своему другу, художнику Оскару Гилья. Они относятся к редчайшим письменным свидетельствам, сохранившимся после смерти художника.
В начале года Модильяни отправляется в Париж. Он снимает небольшую студию на Монмартре и занимается обнаженной натурой в Академии Коларосси, одной из независимых академий Монмартра. Тогда же Модильяни встречает Мориса Утрилло, с которым они остаются друзьями на всю жизнь. Осенью Модильяни знакомится с немецким художником Людвигом Мейднером, назвавшим его "последним истинным представителем богемы". Также Модильяни близко сходится с поэтом Максом Жакобом, чей портрет он неоднократно будет писать. К этому же времени относится знакомство Модильяни с Пикассо, живущим недалеко от него в Бато-Лавуар. В студии Пикассо Модильяни знакомится с работами в примитивистском духе. |
У Модильяни появляется первый патрон. Им становится молодой врач Поль Александр. Он выделяет Модильяни студию в своем особняке для художников на улице де Дельта. Дружба Модильяни со своим благодетелем продлится 7 лет. Александр покупает у Модильяни картины и рисунки, подыскивает заказы на портреты. В итоге активного сотрудничества с художником Поль Александр стал обладателем редчайшей коллекции ранних произведений Модильяни, включающей порядка 25 живописных и 450 графических работ. Вероятно, несколько работ Модильяни были выставлены в Осеннем Салоне. Там же экспонируется великолепная ретроспектива Сезанна, поздние работы которого произвели на Модильяни колоссальное впечатление.
Художник ищет свою манеру письма, ориентируясь то на образцы символистов, то на живопись Тулуз-Лотрека и Эдварда Мунка, пробует приемы Пикассо и фовистов. По настоянию Поля Александра Модильяни выставляет 5 живописных работ и рисунок в Салоне "Независимых", среди них - картина "Еврейка". |
|
|
Весной Модильяни пишет первый заказной портрет - картину "Амазонка". Согласно квитанции на аренду, самое позднее - в апреле, Модильяни переселяется в ателье Cите Фальгьер,14 на Монпарнасе. По версии большинства исследователей, этот переезд связан со знакомством Модильяни через Поля Александра с румынским скульптором Константином Бранкузи. Вероятно, именно под влиянием Бранкузи Моди на время оставляет живопись и начинает заниматься скульптурой, избрав камень своим главным материалом. Лето Модильяни проводит со своей семьей в Ливорно.
В этом же году Модильяни четко обозначает свою позицию в рамках авангардно-модернистских устремлений - он отказывается подписывать футуристический манифест, написанный Маринетти. |
|
На салоне "Независимых" Модильяни выставляет несколько работ, написанных в Ливорно. В рецензиях на салон их отмечают прославленный ценитель искусства поэт Гийом Аполлинер и критик Андре Салмон. Тогда же Модильяни знакомится с Анной Ахматовой.
Модильяни выставляет каменные скульптуры голов, которые он назвал "столпами нежности", в ателье португальского художника Соуса Кардозу. Судя по фотографиям экспозиции, головы были подсвечены и объединены в "декоративный ансамбль". У Модильяни возникает идея сооружения "храма Красоты", для которого он начинает прорабатывать мотив кариатид. Летом в Париж возвращается Анна Ахматова, она вдохновляет художника на серию рисунков. |
На Осеннем салоне в рамках экспозиции "Комнаты кубистов" Модильяни выставляет ансамбль из 7 скульптурных голов. Вместе с ним выставлены Робер Делоне, Альбер Глез, Жан Метценже, Фернан Леже. Макс Жакоб знакомит Модильяни с выходцем из России скульптором Жаком Липшицем. Дружеские отношения Модильяни налаживает и со скульптором Жакобом Эпштейном. Английский живописец Август Джон покупает у Модильяни каменную скульптуру. В конце года Модильяни снова живет на Монмартре. |
|
|
|
|
|
Весну Модильяни проводит в Ливорно. Он снимает квартиру близ карьера в Тоскане. В письме Полю Александру он сообщает, что работает скульптором-мраморщиком. В Париж Модильяни отправляет уже готовые работы. Однако никаких образцов мраморной скульптуры Модильяни не сохранилось. В этом же году он возвращается к живописи. |
|
Из-за слабого здоровья Модильяни был освобожден от военной службы. Всю войну он проводит в Париже, где оставались Пикассо, Диего Ривера, Хуан Грис, Хаим Сутин, Моис Кислинг и Макс Жакоб. Все они - завсегдатаи кафе "Ротонда". Модильяни пишет многочисленные портреты своих друзей-коллег, целиком концентрируясь на жанре портрета.
Через Макса Жакоба Модильяни знакомится с Полем Гийомом. Этот молодой и амбициозный специалист становится дилером художника. Гийом поддерживает Модильяни, в том числе, и включая его произведения в групповые выставки в своей галерее.
|
|
В мае - июне Модильяни принимает участие в выставке "Искусство двадцатого века: обзор последних течений" в Whitechapel Gallery в Лондоне.
К этому же году относится начало крепкой дружбы с Хаимом Сутиным
В июне Модильяни встречает эксцентричную южно-африканскую поэтессу английского происхождения Беатрис Хестингс, с которой его связывают бурные любовные отношения, продолжавшиеся более двух лет. Модильяни посвятил ей 14 портретов.
Модильяни выставляется с художниками из мастерских "Омега", организованных Роджером Фраем.
|
Модильяни пишет портрет Пикассо, Хуана Гриса, Анри Лоран. Он переезжает к Беатрис Хестингс на улицу Норвейн на Монмартре. Поль Гийом отправляет африканские скульптуры и 24 работы Модильяни на выставку в галерею к Мариусу де Заясу в Нью-Йорк. Это, главным образом, рисунки, но также пастели, картина и две каменные скульптуры. |
|
|
|
Моис Кислинг знакомит Модильяни с польским поэтом и антикваром Леопольдом Зборовски, который становится новым дилером Моди и моделью для нескольких портретов. При этом неофициально Модильяни сохраняет партнерские отношения с Гийомом Аполлинером. После разрыва с Беатрис Хестингс Модильяни покидает их общую квартиру и начинает работать в студии на улице Йозефа Бара, 3 - в доходном доме Леопольда Зборовски. Модильяни живет там же, со своей партнершей Ханкой (известной, как Анна), второй самой знаменитой моделью художника. Здесь же располагается студия Моиса Кислинга.
Этим периодом датируются самые важные портреты Модильяни, запечатлевшие образы знаменитых представителей эпохи: Жана Кокто, Макса Жакоба, Хаима Сутина, Моиса Кислинга.
По заказу Зборовски Модильяни начинает работать над жанром "ню". К 1919 году он напишет 35 "обнаженных".
Модильяни выставляется в кабаре Вольтер в Цюрихе и получает публичное признание после выставки в студии молодого швейцарского художника Эмиля Лежена, - штаб-квартире "Лир и Палет" в Париже, выставив 14 картин и рисунки.
В этом же году художник пишет свадебный портрет Жака и Берты Липшиц, принадлежащий к числу редких групповых портретов. |
|
В апреле Модильяни знакомится с девятнадцатилетней Жанной Эбютерн, студенткой Академии Коларосси. Они снимают общую квартиру на улице де ля Гран-Шомьер. Жанна или, как называл ее Моди, Жан, станет самой главной моделью художника. |
|
3 декабря состоялось открытие первой и единственной прижизненной персональной выставки Модильяни в галерее Берты Вейль. Уже во время вернисажа выставка была запрещена и закрыта из-за выставленных там скандальных обнаженных фигур. Полиция снимает со стен галереи пять "ню". |
|
Апрель. Из-за угрозы вторжения немецких войск Модильяни и Жан покидают Париж и отправляются на южное побережье Франции. В Ницце и ее окрестностях Модильяни пишет многочисленные портреты, которые он посылает Леопольду Зборовски в Париж для продажи.
Бизнесмен Рожер Дютийёль, ставший впоследствии одним из наиболее значительных собирателей Модильяни, покупает в коллекцию первые работы художника.
29 ноября 1918 года у Жанны в Ницце рождается девочка, которую Модильяни признает своей дочерью. Ребенка называют в честь матери.
В декабре Поль Гийом организует выставку на улице Фобур-Сан-Оноре и включает в нее работы Модильяни. Они экспонируются наряду с произведениями Пикассо, Матисса, Де Кирико, Дерена и Утрилло.
|
|
24 января Модильяни умирает от менингита в клинике Шаритэ в Париже.
26 января Жанна Эбютерн, будучи на девятом месяце беременности, выбросилась из окна родительской квартиры. Только в 1924 году старшему брату Моди Эммануэле удалось убедить родственников Жан перенести останки дочери к останкам возлюбленного на кладбище Пер-Лашез Маленькую Жанну удочерила сестра Модильяни Маргерита, жившая во Флоренции.
С 3 по 18 февраля в галерее современного искусства "Кентавр" в Брюсселе проходила первая посмертная персональная выставка Модильяни.
В 1921-м прошла первая большая "ретроспектива" в парижской галерее "Левек", в 1922-м 39 картин было выставлено в галерее Бернхейма-младшего.
Первая выставка на родине художника, в Италии, состоялась в Венеции благодаря Витторио Пика в 1922 году на XII Международной выставке искусств. Окончательное признание в Италии пришло после 27-ой Венецианской биеннале 1930 года.
Дочка Модильяни Жанна умерла в Париже 27 апреля 1984 года. Перед смертью она закончила работу над последним вариантом книги о своем отце "Модильяни. Попытка биографии". Впервые она была опубликована во Флоренции в 1958 году. В последней редакции книга вышла в Ливорно в октябре 1984 года. К столетию со дня рождения художника, а затем в Париже в издательстве Adam Biro. Русское издание основано именно на этой последней версии и осуществлено издательством "Галарт" в серии "Memento Vivere" в 1995 году. |
|
Благодаря посредничеству Зборовски многие работы Модильяни выставляются в Англии. Он принимает участие в выставке современной французской живописи в Лондоне. Роджер Фрай пишет восторженную статью о Модильяни в The Burlington Magazine.
В конце мая он возвращается в Париж, в свою студию на улице Гран-Шомьер.
Август. Зборовски договаривается о том, чтобы 9 полотен и 1 рисунок Модильяни были выставлены в лондонской галерее Heal Mansard Gallery. Выставка открывается в сентябре. Английские коллекционеры начинают покупать работы Модильяни.
Самочувствие Модильяни постепенно ухудшается, тем не менее, он продолжает писать. К этому времени относится его автопортрет, который по некоторым версиям считается последней работой Модильяни.
Принимает участие в Осеннем салоне.
В Кембридже проходит выставка современного рисунка, в нее включены работы Модильяни.
В конце года Модильяни заболевает туберкулезом и отменяет запланированную поездку в Италию. |
|
|
|
|